Со следующего года места наружной сетевой рекламы будут выставляться на конкурсы, а штрафы за нарушения правил, регулирующих эту отрасль маркетинга в Риге, возрастут в несколько раз.
Места для наружной рекламы в следующем году можно будет получить только в рамках конкурса.
Наружная реклама в Риге года три назад стала поводом для скандала, когда ООО Clear Channel Latvia получило право платить пониженную пошлину за размещение постеров. Шум, поднятый конкурентами и прессой, ни к чему не привел (а впоследствии выяснилось, что и повода реального не было), но во избежание рецидивов самоуправление теперь будет распределять места для сетевой рекламы только в рамках конкурсов. Об этом гласит один из многочисленных пунктов поправок к нынешним правилам, регулирующим эту отрасль в столице.
Вчера документ прошел испытание в Комитете городского развития и с небольшими изменениями был одобрен. Один из его авторов, руководитель проектов Департамента городского развития Арта Голдберга, рассказала , что подобная практика прижилась в Москве и Таллине. А первый такой тендер состоится скорее всего в следующем году. На кону - 47 новых мест для размещения тумб, стендов и др. Что касается уже закрепленных за определенными агентствами площадей, то в случае, если фирма не была замечена в нарушениях, она сможет продлить договор с самоуправлением еще на пять лет.
Без бумажки ты букашка
Поправки затрагивают и строителей. В соответствии с требованиями Кабинета министров столичное Стройуправление может специальным решением поручить заказчику объекта разместить щит с подробной информацией о будущем здании еще до начала всех работ, даже если данные работы не требуют общественного обсуждения. В обязательном порядке на строительной доске (так называются подобные стенды) помимо имен и координат заказчика, проектировщика, подрядчика и пр. должны указываться и номера документов, удостоверяющих их профпригодность.
В припадке административного рвения Департамент городского развития хотел было провести норму о том, что оформлением наружной рекламы может заниматься только дипломированный специалист с соответствующей корочкой. К счастью, депутаты вышестоящего комитета, понимая, что качество плаката зависит в первую очередь от таланта и креативности автора, отклонили этот бюрократический шедевр.
Нарушать - себе дороже
Зато сохранили пункт о наказаниях. Как отмечается в аннотации к правилам, нынешний штраф за нарушение (50 латов) несопоставим с прибылью рекламщиков, тем более что он намного меньше пошлины за размещение наружной рекламы. Поэтому авторы поправок аккуратно развели физических и юридических лиц и повысили максимальное денежное взыскание для последних до 1000 латов.
Одна процедура на всех
Исполнительный директор Clear Channel Latvia Эверита Ушацка в беседе с заявила, что новые правила должны сыграть в целом позитивную роль. «Во-первых, увеличение штрафа все-таки заставит компании работать строго по закону. Нынешние 50 латов - сумма символическая, а с тысячей уже никто не захочет расстаться. Во-вторых, идея сделать места размещения рекламы предметом тендера - хорошая», - считает она.
По словам Э.Ушацки, сейчас в Риге у разных фирм разные договоры с самоуправлением. Причем по крайней мере у одного предприятия соглашение заключалось по совсем старым правилам - действовавшим еще до того, как были приняты нынешние (а их дума утвердила в марте 2005-го).Конкурс все-таки подразумевает наличие каких-то общих критериев и единого подхода ко всем участникам рынка», - считает специалист. Впрочем, как это будет выглядеть на практике, ни она, ни в других агентствах прогнозировать не берутся, поскольку известно, что тендер сам по себе ничего не гарантирует.
Вообще, по словам Э.Ушацки, в столичном бизнесе наружной рекламы сейчас наблюдается нехватка площадей (чиновники считают наоборот), и вскоре может возникнуть ситуация, когда спрос настолько превысит предложение, что цены на баннеры, плакаты, брандмауэры пойдут вверх.
Есть куда расти
Впрочем, есть и другой прогноз. Исполнительный директор Marshal Design Тенгиз Попов считает, что на данный момент площадей хватает, и если рекламная кампания планируется за полгода, проблем с размещением практически не возникает. В то же время если сравнивать Ригу с крупными городами Европы, то разницу нетрудно заметить: у нас число баннеров, экранов и прочих носителей в разы меньше, чем на Западе. Поэтому расти есть куда, да и спрос пока этому способствует.
«Намерение Рижской думы сделать наружную сетевую рекламу предметом конкурса можно только приветствовать. Конечно, многое зависит от конкретных требований к претендентам, но более демократичной процедуры в целом пока никто не придумал. Нынешний же порядок оставляет место для разночтений», - считает Т.Попов.
Скрытая угроза
Также он поддерживает и увеличение штрафов: «С тех пор как Сейм разрешил самоуправлениям определять их размер, планка постепенно повышается по всем позициям, и нынешнее изменение укладывается в рамки этой тенденции». Кроме того, признает собеседник , 50 латов по нынешним временам - смешная сумма, риск расстаться с которой вряд ли остановит не слишком порядочного предпринимателя перед нарушением правил.
Судя по словам исполнительного директора Marshal Design, сейчас главный источник угрозы в этом бизнесе не Рижская дума, а Сейм, который совсем недавно обсуждал возможность запретить наружную рекламу спиртного. «Алкоголь занимает довольно большой процент площадей, поскольку его практически выгнали с телевидения и радио, - рассказал Т.Попов. - Поэтому если дело все-таки дойдет до ограничений и на наружную рекламу, для агентств это будет крайне неприятный поворот, поскольку они лишатся надежного источника доходов».
|