Отечественный рынок пива бурно растет: по данным аналитиков, за последние десять лет потребление этого напитка в России утроилось. При этом собственных производителей пивных этикеток в России нет. Работники целлюлозно-бумажной отрасли объясняют это отсутствием оборудования, а перепрофилирование бумажного комбината под производство этикеток обойдется в $500 млн.
По подсчетам специалистов компании Brigl & Bergmeister (B&B), ведущего европейского производителя этикеточных бумаг, в прошлом году российскими жителями было выпито более 70 млн декалитров пива. Для сравнения: в 2002 году россияне смогли усвоить лишь 55 млн дал пенного напитка, в 1996 году - 26 млн дал.
По данным начальника маркетинговой службы B&B Фрица Чогля, сейчас Россия занимает пятое место в мире по потреблению пива после США, Китая, Германии и Бразилии. "В последние годы в России наглядно проявляется тенденция к уменьшению потребления водки за счет увеличения пристрастия к легким алкогольным напиткам, в первую очередь к пиву,- говорит Чогль.- Сегодня в России представлены почти все крупные мировые производители пива".
Стремительный рост пивной отрасли неизбежно порождает развитие сопутствующих сегментов рынка, в том числе и этикеток для пива. "Различные эксперты оценивают рынок этикеточной бумаги в России в 33–36 тонн в год,- говорит управляющий директор компании „Хайнцель Рус”, представляющей интересы B&B в России, Дмитрий Цветков.- Лидеры рынка - финские Stora enso, Alstrem и Amreal, китайская APP и английская Slater".
Но рынок пива не может расти бесконечно - уже в этом году прогнозируется снижение темпов роста с 13–14% до 4–5%. "Сейчас каждый европейский производитель этикеточной бумаги видит шанс сделать в России хороший бизнес на своей продукции, пока рынок на подъеме",- говорит Чогль.
Собственных производителей этикеток в России сегодня нет. Да и шансов на то, что они появятся, немного. Европейские производители не спешат размещать у нас свои мощности - как обычно, отпугивает суровый российский инвестиционный климат. "Мы думаем об открытии производства в России, но никаких конкретных проектов пока нет",- дипломатично заявила "Бизнесу" гендиректор B&B Гертруда Эдер. Источник, близкий к B&B, пояснил, что компания предпочитает не вести напрямую бизнес в России: "Россия ассоциируется у них с неплатежами, непунктуальными клиентами и сложной инвестпочвой".
Что же касается отечественных "бумажников", то у них попросту нет времени и средств на освоение нового вида деятельности: с ростом спроса на пиво конкуренция на рынке этикеток будет лишь обостряться. "Для производства упаковки необходимо тонкое понимание рынка,- говорит Чогль.- Должна быть гармония между этикеткой и оборудованием, поскольку современная машина наклеивает 20 этикеток за 8 секунд, а на старом оборудовании этот процесс куда медленнее".
Главным технологическим препятствием, с которым столкнутся бизнесмены, пожелавшие производить этикетки, станет отсутствие бумагоделательных машин. "В России не делают мелованную бумагу, которая используется в производстве этикеток,- делится с „Бизнесом” глава пресс-службы „Северо-западной лесопромышленной компании” (СЗЛК) Юрий Мурашко.- У наших производителей нет соответствующего оборудования".
По словам главного аналитика РАО "Бумпром" Виктора Логинова, в России мелованную бумагу не производят "исторически": "В советские времена считалось, что в России логичнее делать из леса целлюлозу и везти ее в союзные республики для дальнейшей обработки. Таким образом, мощности по производству мелованной бумаги остались на Украине и в Прибалтике, а у нас такого производства нет".
Переводить же действующие в России мощности на мелованную бумагу - удовольствие довольно дорогое. По расчетам Юрия Мурашко, реконструкция одного производства обойдется примерно в $500 млн: "Перевод СЗЛК на производство высококачественной офисной бумаги обойдется нам в $450 млн. Только за подержанную бумагоделательную машину компания заплатила $30 млн. Перепрофилирование комбината под производство этикеточной бумаги выльется примерно в такую же сумму".
"Мы могли бы насытить российский рынок за неделю"
Производство пивных этикеток - одна из редких отраслей, в которых западные компании не имеют и не собираются организовывать собственное производство в России. О том, почему западники не заинтересованы в переносе мощностей в Россию, корреспонденту "Бизнеса" Петру Мироненко рассказал директор по маркетингу австрийской Brigl & Bergmeister Фриц Чогль.
- Сейчас бумагу для пивных этикеток в России не производит никто, а конкуренция приличная. Неужели в перспективе Brigl & Bergmeister не собирается переносить производство в Россию?
- Конечно, российский рынок сейчас стоит в числе приоритетных и для нас, и для многих других европейских производителей. Наша компания вообще ориентирована на импорт - в Австрии мы реализуем только 3% нашей продукции. Теоретически собственные мощности на месте позволили бы нам сэкономить на таможенных пошлинах и логистике и в итоге понизить себестоимость продукции. Однако пока недостатков у подобного проекта больше, чем преимуществ.
- А что мешает его осуществить?
- Прежде всего, делать производство в России будет очень дорого. Производство этикеток - достаточно специфический процесс, он требует совершенно отдельного и дорогостоящего оборудования. Поскольку конкуренции на вашем рынке до недавнего времени не было вообще, никому это оборудование не было нужно. Так что нам пришлось бы все делать самим. Теоретические затраты на организацию местного производства вряд ли компенсируются экономией на таможенных пошлинах и логистике. Дело в том, что ставить производство одних только этикеток не имеет никакого экономического смысла - к примеру, если все наше производство пустить на Россию, мы удовлетворим годовую потребность российского рынка меньше чем за неделю. Если бы мы строили завод в России, на нем имело бы смысл производить не только этикетки, но и качественную упаковочную бумагу: она сейчас очень востребована цивилизованным ритейлом, доля которого у вас растет быстрее, чем пивной рынок. Однако сейчас нам в России такое производство не нужно: ведь у нашей головной компании есть подобные заводы в Польше, Венгрии, на Украине.
- То есть производство этикеток в России не имеет смысла?
- Я бы не стал так говорить. Просто спрос на эту продукцию пока не достиг критического уровня - сложно сказать, каков он. Если спрос будет повышаться и в дальнейшем, мы подумаем об этом серьезно.
Источник: АЛАН ХУРУМОВ
Петру Мироненко
"Бизнес
|