Как очистить город от излишней и навязчивой рекламы.
Наружная реклама сегодня не только нависает над дорогами и домами, она стала важнее самих горожан – заняв место людей на тротуарах. Что планируют делать столичные власти в сложившейся ситуации.
План прежде всего
Кто-нибудь знает, где в Москве находится гостиница «Балтика»? Вряд ли. А вот многие приезжие гости столицы без запинки вам ответят, что такая гостиница находилась в самом центре столицы напротив Госдумы. Правда, ее, скажут, недавно снесли… Отличный пример вмешательства рекламы в жизнь города. Депутат Мосгордумы Александр Крутов иначе как питерской экспансией этот случай не называет. На собранной им пресс-конференции, посвященной наружной рекламе и облику города, он пошутил, что потребовалось даже снести гостиницу, чтобы избавиться от назойливой пивной рекламы. А если серьезно, то депутат считает, что сегодняшнюю ситуацию в городе с рекламными щитами и растяжками надо в корне менять. Дело в том, что в нынешней редакции Федеральный закон «О рекламе» вообще не дает права регулировать рекламную деятельность субъектам Федерации. Поэтому Москва не может диктовать свои условия, но при этом, отметил Крутов, все, что связано с размещением конструкций наружной рекламы, отнесено к компетенции местных органов власти. И этим, по мнению депутата, следует воспользоваться.
Размещением уличной рекламы в городе ведает столичный Комитет по рекламе. Но у комитета есть финансовый план, который он должен непременно выполнить. Поэтому, по словам Александра Крутова, в нашем городе об архитектурном облике города напрочь забывают. За установку огромного щита, закрывающего вид на Кремль, рекламщиков только пожурят, а за невыполнение плана устроят настоящий нагоняй.
ФАС на рекламщиков
Что касается регулирования рекламной деятельности, то здесь уже всеми делами ведает Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Буквально на днях каналу НТВ было предписано убрать из эфира рекламу загадочного напитка на березовых бруньках «Союз-Виктан». Специалисты ведомства доказали, что реклама продвигает водочную продукцию, то есть является замещающей.
В последнее время этот прием с успехом используют производители алкогольной продукции. Рекламируются конфеты, минеральная вода, журнал, маринованный перец и прочая закуска, и даже сам завод. Вроде, реклама неалкогольного напитка и не запрещена, но при этом бренд у потребителя ассоциируется не с чем иным, как именно с «огненной водой».
Нередки претензии ФАС и к наружной рекламе. Специально созданный экспертный совет отслеживает содержание щитов с позиции морали. Иногда рекламщикам предписывают убрать или поменять содержание постеров.
Обычно рекламные фирмы идут навстречу. Например, после теракта у метро «Рижская» радиостанция «Динамит FM» оперативно поменяла перетяжки в метро – на них было написано: «Динамит – чтобы улететь». А осенью жалобы сотен москвичей на то, что мимо лозунгов «Сосу пыль за копейки» нельзя водить детей, позволили избавиться от рекламы с сексуальным подтекстом. Но не всегда рекламщики ведут себя добросовестно. Одна питерская фирма в течение года умудрялась рекламировать свою водку в Москве, исправно оплачивая выписанные штрафы.
– К сожалению, штрафные санкции за ненадлежащую рекламу очень низкие, – говорит Александр Крутов, – поэтому многие фирмы просто регулярно выплачивают штрафы, а рекламную конструкцию не демонтируют.
В новой редакции федерального «Закона о рекламе» эту уловку и замещающую рекламу обещают прикрыть. Между тем Москва все-таки не могла оставаться в стороне от этого процесса, поэтому в Мосгордуме сейчас разрабатывается свой законопроект, ужесточающий требования к размещению наружной рекламы на улицах столицы. Депутаты предлагают выделить в Москве зоны, свободные от «наружки», а для всех остальных территорий установить предельный размер рекламных щитов. Если закон будет принят, в центре вообще не будет крупноформатной рекламы. Осторожней со святынями! Законопроект о правилах размещения наружной рекламы на улицах столицы будет представлен на рассмотрение Мосгордумы летом. По словам Александра Крутова, проект закона предусматривает ужесточение требований к размещению рекламных щитов. По аналогии с западными странами разработчики столичного закона предлагают выделить в Москве участки, на которых вообще нельзя будет устанавливать рекламу. В качестве аргумента Крутов показал фотографии, сделанные на центральных улицах крупнейших городов мира. На 5-й авеню и Мэддисон-авеню в Нью-Йорке нет рекламы. От нее свободна улица, ведущая к Букингемскому дворцу в Лондоне, и площадь перед ратушей в Брюсселе. «А вот фотография, сделанная во время Великого поста. У храма Христа Спасителя размещена реклама мясоперерабатывающего комбината», – возмутился Крутов. По его словам, Москомархитектура должна разработать список зон, в которых будет исключено появление рекламы. Ожидается, что в этом списке окажутся Красная площадь, Лаврушинский переулок, территории, прилегающие к православным святыням и историческим местам (например, Коломенское). «Неплохо было бы к таким зонам отнести вообще все Замоскворечье», – поделился своими мыслями с журналистами депутат. Архитекторам Александр Крутов предлагает вообще отвести приоритет в вопросах размещения рекламы. По его мнению, их участие не должно ограничиваться простыми советами. Именно архитектор, а не Комитет по рекламе должен выносить решение о правомерности размещения щита, тумбы или растяжки. Этот пункт в документе поможет избежать двойного толкования закона «О рекламе», в котором сегодня говорится, что размещение рекламы в историческом центре «как правило, не допускается». Такая формулировка, по мнению разработчиков законопроекта, позволяет превращать исключения из правил в повседневную практику. Размер имеет значение Депутаты также планируют добиться запрета на размещение в центре крупноформатной рекламы. В пределах Садового кольца «большими» будут считаться щиты площадью более 10 кв. м, в пределах Третьего кольца – размером более 18 кв. м. В центре Москвы законодатели предлагают ограничиться щитами cити-формата (отдельно стоящие конструкции, павильоны ожидания транспорта, так называемая «уличная мебель» с рекламными поверхностями формата 1,2х1,8 м). У председателя Комитета рекламы, информации и оформления Москвы Владимира Макарова другое мнение: «Наиболее востребованным городским форматом являются щиты размером 3х6 м. На их долю приходится 68%. Остальной объем приходится на сити-формат и точечные рекламные поверхности на крупных строительных площадках городского масштаба. Это приносит городу очень большую прибыль». Как бы хуже не вышло Примерные доходы города от продажи рекламных площадок составляют около 30 миллионов долларов в год. Если законопроект будет принят, разрешение на установку рекламных щитов в центральной части города получить будет практически невозможно. Но вот в чем подвох: эксперты не исключают, что все ограничения приведут лишь к повышению расценок. Дело в том, что для размещения рекламы на здании, принадлежащем федеральным властям или частным лицам, всегда можно будет договориться с балансодержателем.
Именно таким образом и оказываются вывески «Балтика» у Кремля, а «Самсунг» на Библиотеке имени Ленина. Поэтому одними силами города с этой проблемой не справиться. Нужна новая редакция федерального «Закона о рекламе». Такой документ сейчас уже готовится. Только вот не забудут ли федералы об интересах столицы? Юлия ГИНЗБУРГ, лауреат международной премии переводчиков:
Реклама, если она правильно установлена, грамотно написана, не раздражает. Но там с точки зрения русского языка и английского языка столько ошибок! Я бы пересмотрела всю московскую рекламу только на грамотность.
http://www.ooh.ru
|