Маркетологи крупных российских и зарубежных компаний убедились в том, что идут в правильном направлении — в социальные сети. Но они признают, что идут туда пока бесцельно .
Безусловно, формально крупный бизнес осознает и понимает свой интерес к социальным сетям — компании идут в Интернет и в соцсети за своей аудиторией. Ведь как раз там «собирается» интересный брендам потребитель, причем платежеспособный. По оценке бренд-мнеджера AXE компании Unilever Юрия Долженко, сейчас в Сети находится 80% платежеспособного населения.
Однако в массе своей компании, стремящиеся обозначить свое присутствие в соцсетях, не имеют конкретных целей выхода в социальные медиа и, как следствие, конкретных долгосрочных планов работы в Сети. В большинстве случаев они ограничиваются отдельными интернет-кампаниями и интернет-проектами.
Эту особенность современного этапа развития российского рынка интернет-рекламы и интернет-маркетинга отметил шеф-редактор BFM.ru Антон Носик. По его словам, вся маркетинговая активность брендов в Интернете не считается в продажах — только в относительных цифрах, рейтингах и т.п. «На российском рынке пока нет общего представления о том, как следует оценивать эффективность интерактивного взаимодействия, — говорит Носик. — На Западе это считают, причем в крупных компаниях едва ли не в режиме онлайн. В России тоже считают, только у нас реальные результаты могут получить лишь небольшие компании, руководители которых утром дают деньги на интернет-активность из кармана, а вечером видят наглядный результат».
В качестве примера Антон Носик привел тот факт, что в 1996 году первыми «колонизаторами» рынка интернет-рекламы были турагентства, которые вкладывались в накрутку своего рейтинга в Топ-100 «Рамблера». Поднятие названия фирмы на 10 пунктов этого рейтинга приносило турагентству дополнительные звонки, некоторые из которых «превращались» в реальных клиентов. «Они «жали на кнопку», которая давала результат. Это будет и у крупных компаний в Рунете, но завтра или послезавтра, — считает Антон Носик. — Сейчас же те цифры, которыми оперируют компании, вполне нормальные. Но их еще надо перевести на «человеческий» язык». То есть полученные в ходе интернет-кампаний в соцсетях цифры требуется преобразовать таким образом, чтобы на их основе можно было получить представление об изменении, например, объемов продаж в ходе реализации интернет-проекта, или об увеличении клиентской базы.
«Сейчас говорят: проведем интернет-кампанию, чтобы создать сообщество в социальной сети. Но такой спецпроект пишется не на формальном языке, — отмечает Носик. — Причем это не ошибка рекламных агентств, а согласие или желание клиентов размещать рекламу в соцмедиа с закрытыми глазами — на птичьем языке. Такой заказчик желает получить результат не в коробках, а в пунктах рейтинга и т.п.» А подрядчики — интернет-агентства — следуют пожеланиям заказчиков.
По мнению Антона Носика, получению правильных цифр, демонстрирующих, в частности, изменения объема продаж, а значит, способствующих построению прогнозов и планов, могли бы помочь регулярные исследования результативности интернет-активности компаний. Как это делается на Западе. У нас же, как показала дискуссия на данную тему, даже крупные зарубежные компании проводят такие исследования от случая к случаю, или как, например, в Johnson&Johnson, после проведения крупных интернет-кампаний.
В целом представители и интернет-агентств, и брендов согласились с тем, что сейчас на российском рынке нет универсального показателя охвата аудитории социальных медиа, а также отсутствуют алгоритмы перевода кликов и хитов в планы и деньги.
Кстати, на неготовность российских компаний или российских офисов зарубежных брендов к правильной работе с соцсетями указал и генеральный директор агентства «Медиасфера» Георгий Кужим. По его мнению, большинство клиентов не готовы к продвижению в соцсетях. Главным образом потому, что не могут сформулировать четких целей и не знают своей аудитории.
Фактически о том же самом на конференции говорил и партнер агентства Mosaic Павел Буриан. По его мнению, сейчас маркетологи брендов слышат слово «соцсети» и при этом сразу забывают слово «маркетинг» — продвижение, которое должно начинаться с планирования и определения целей, к которым стремится компания. «А у нас получается: давайте займемся интернет-активностью, — говорит Буриан. — А ведь для начала надо поставить правильные вопросы: как активность в соцсетях повысит продажи, как она позволит снизить издержки и т.п.»
Источник: BFM.ru