Есть такой анекдот:
— Чем питается ваша собака?
— Да вчера укусила за коленку вон того мужика.
— Зачем? Ведь теперь есть наш новый сухой корм со вкусом коленки вон того мужика.
Видимо, скоро от таких шуток придется отвыкать. Как и от обилия рекламных слоганов в отечественной речи. Вчера Госдума приняла в первом чтении новую редакцию закона о рекламе. Разработчики документа твердо обещают: ее станет на треть меньше.
Еще бы: рекламным роликам, по новому документу, предстоит жесткий отбор. Во-первых, реклама должна “говорить” о товаре только правду, и ничего кроме, не “глумиться” над конкурентами, не побуждать к совершению противоправных действий (что бы сие ни означало). Во-вторых, герои роликов не могут “пить, курить, ругаться матом”, а также использовать иностранные слова с двойным смыслом. И ссылаться на рекомендации государственных или муниципальных органов.
В законопроекте сразу позаботились о нравственности подрастающего поколения: “добрые” детки не смогут бить своего папу по коленке или швырять об стену и вообще всячески подрывать авторитет родителей. И не дай бог, если у подростка разовьется комплекс неполноценности из-за рекламируемого товара, потому что нельзя говорить, что его обладатель — круче всех.
Зато рекламу в детских и образовательных телепередачах не отменили. Но ограничили: программа, которая длится больше 25 минут, может прерываться рекламой только по истечении этих самых минут. А дальше — “уходить на рекламу” не больше чем на 4 минуты. Как подчеркнул один из авторов документа, депутат Госдумы Валерий Драганов, в детские передачи “будет допускаться реклама, которая подразумевает воспитательные функции, а не только демонстрацию товаров”.
А вот кино по телеку все так же будут “разбивать” рекламой через каждые 15 минут. Зато уши от звука рекламы “не завянут” — она не будет громче, чем сама телепрограмма. Кстати, законопроект запрещает использовать звуковое оформление и при рекламе на транспортных средствах.
Изучившие современные технологии парламентарии наконец пришли к выводу, что электронный спам — это плохо, и запретили рассылать рекламный мусор интернет-пользователям (если, конечно, они сами этого не захотят). А при справочном звонке по телефону не придется долго выслушивать сетевую рекламу — сначала все-таки будет справка.
Хвалебные речи алкоголю, пиву и сигаретам уже давно ограничили. Но решили на сделанном не останавливаться. Законопроект четко предписывает рекламодателям не хвастаться, что спиртные напитки утоляют жажду. Зато не менее 5 секунд рекламного ролика придется отвести под слоган “Минздрав предупреждает”. По всей вероятности, заказчику рекламы придется хорошо “поплатиться” за такую надпись: средний телевизионный ролик длится 15—20 секунд, а рекламная минута по ТВ стоит до 100 тыс. долларов.
Над средствами борьбы с последствиями вредных привычек — лекарствами — законодатели тоже не смилостивились. Герои рекламы медикаментов не должны обращаться к подросткам, благодарить чудодейственные средства, которые якобы помогли им излечиться, или подозревать, что потребитель тяжко болен и без рекламируемого лекарства ему никак не обойтись. К тому же в ролике не могут появляться люди в белых халатах с криками, что врачи теперь не нужны. Самое ценное — часть рекламного времени нужно будет отдать под информацию о противопоказаниях применения лекарства.
Кстати, все эти правила относятся и к рекламе биологически активных добавок (БАД). С поправкой на то, что в данном случае у потребителя не должно создаваться впечатление, что БАД — это медпрепарат и им можно лечиться.
Напоследок парламентарии решили ограничить рекламу лотерей и прочих “рисковых игрушек”. Она не сможет создавать впечатление “легкого заработка”, преувеличивать вероятность выигрыша, да и распространяться будет только после 22 часов и до 7 утра.
Виктория ПРИХОДЬКО
Московский Комсомолец
http://www.sostav.ru
|