Жители Польши остаются верны своей национальной кухне. Несмотря на массовую рекламу блюд японской, итальянской, французской кухни, жители "страны над Вислой" так к ним и не привыкли, и до сих пор выбирают то, что ели их предки.
Многим казалось, что в XXI веке, вступив в Европейский Союз и оказавшись в океане информации о здоровом и разнообразном питании, продуктах, о которых раньше никто и не слышал, жители Польши начнут отказываться от свиных рулек, тушеной капусты и супа из рубца и перейдут на салаты из водорослей с авокадо, фетуччини и сашими. Однако новейшие исследования кулинарных предпочтений поляков показали неожиданный результат – оказалось, что новомодные буррито, кебабы или равиоли даже не могут сравниться по популярности с традиционными польскими блюдами.
Пероги, то есть разновидность пельменей с мясом, грибами, капустой и сыром, схабовы (отбивная котлета), бигос (тушеная капуста с грибами и мясом), куриный бульон и яичница – эти блюда любят и регулярно едят от 93 до 95 процентов поляков.
Историк кулинарии Марек Круль считает, что здесь нет ничего удивительного - специалисты давно говорили, что после многих лет отсутствия в социалистической Польше свободного доступа не только к заграничным яствам, но и к собственным (при пустых полках продовольственных магазинов), поляки сначала пройдут период "увлеченной дегустации" всего иностранного, а затем - вернутся с традиционным блюдам.
"О пряниках, казалось, все забыли, а теперь пожалуйста – быстрыми темпами к пряникам возвращаемся! – говорит пан Круль. - Ничего удивительного, ведь когда-то это был продукт, которым славилась Польша. Тесто для пряников делали из подогретого меда, размешанного с пивом, и подогретой же муки. Были и так называемые морковные пряники, которые делались, прежде всего, во время всевозможных войн, когда не было ряда продуктов. Использовали морковку. И вот сейчас одна из варшавских кондитерских вернулась к выпечке именно таких пряников – с легким морковным вкусом".
То, что поляки все более охотно едят традиционные блюда, заметно и на улицах городов. Рестораны "Польская кухня", "Крестьянская еда", и особенно "Польские домашние пероги" - появляются как грибы после дождя. В одной только Варшаве за последние два года их открылось несколько десятков. Если раньше с доставкой на дом работали в основном фаст-фуды, то теперь свободно можно заказать себе на дом практически любые блюда польской национальной кухни.
Яцек Госовский, активист польского отделения организации "Инициатива "Слоу фуд"", считает, что эта тенденция будет удерживаться и дальше: "Проблема в том, что многие, например, молодежь, воспринимают национальную кухню только как семейную традицию. Для них борщ - это борщ исключительно бабушки или мамы, который идти пробовать, например, с группой друзей, в какое-то заведение, как-то странно просто... Да и зачем? Если эти блюда всегда есть, по крайней мере, на семейных праздниках. Но однажды убедившись, что и пероги и бигос могут быть вкусным, даже, если хотите, модным блюдом и в ресторане - тогда почему нет? Но если кто-то, например, не пробовал настоящего польского хлеба никогда, то и тот, который в супермаркете, будет казаться ему нормальным".
Полки польских супермаркетов ломятся от продуктов итальянской, мексиканской или французской кухни. Домохозяйки, однако, охотнее выбирают свои, традиционные, хотя, возможно, и произведенные за границей. Исследования кулинарных пристрастий жителей Польши свидетельствуют, например, что лишь 9% поляков интересуются японскими суши, только 15% используют популярные греческие соусы, а вообще же только каждый десятый опрошенный в последние годы ввел в свой рацион какое-либо новое блюдо.
Историк Марк Круль напоминает, что уже двести лет назад польская кухня не отставала от европейской: "Сохранились описания блюд, прежде всего тех, которые готовились у аристократов, на шляхетских дворах. О крестьянских блюдах сравнительно мало известно, хотя вот, посмотрите, именно такие блюда дошли до наших времен и становятся теперь все более популярными. Но, что касается тех, старинных, то, например в XVII веке в Европе писали, что рыбу в Польше готовят значительно лучше, чем, например, во Франции!"
В Польше все больше появляется не только ресторанов и кафе, где подают традиционные блюда польской кухни, но открываются магазины, где можно купить высококачественные нестандартные продукты. "В нашем магазине можно пробовать все, - говорит совладелица одного из них. - А попробовав, уверяю вас, редко кто уходит без покупок. В ассортименте – продукты из всех регионов Польши, сделанные традиционными, старинными способами. А получилось так, что мы, три соседки, молодые мамы, сошлись на том, что хотим кормить наших детей натуральными продуктами... и оказалось, что не так это просто! Вот мы и открыли магазин продуктов без химических добавок и консервантов".
Хотя продукты в таком магазине в среднем на 30-40% дороже обычных, клиентов здесь все больше. Общество понемногу богатеет и так же постепенно становится все более требовательным к рациону. "Такой хлеб может неделю лежать под льняной салфеткой и, чему я сам в начале очень удивился, ничего с ним не случится", - говорит один из покупателей магазина продуктов, приготовленных традиционным способом.
Основная проблема ресторанов и магазинов с традиционными блюдами и продуктами польской кухни пока в том, что они не всегда имеют достаточно средств, чтобы рекламировать свои преимущества, в то время как крупные, прежде всего западные сети общепита и розничной торговли вкладывают в рекламу громадные суммы. Опросы, однако, показывают, что даже самые большие деньги при столкновении с вековой традицией могут оказаться выброшенными на ветер.
advertology.ru